Причин тревожиться у ребят сегодня более чем достаточно: доступность новостных ресурсов, усложняющиеся с каждым годом экзамены, неопределённое будущее — перечислять можно бесконечно. Добавим к этому основные особенности подросткового восприятия: максимализм, идеализм, ощущение себя в центре всеобщего внимания, страх быть смешным. А ещё растущее тело, которое непросто правильно расположить в пространстве, и стремительно взрослеющее лицо, кажущееся неузнаваемым. Уверенности в себе эти факторы явно не прибавляют. Но один из самых важных источников тревоги подростков — взрослые. «Экзамен не сдаст никто!», «На кого ты похож!», «Сними это сейчас же!», «Я сама сделаю, ты не умеешь!» — список можно легко продолжить. А ведь, отнимая у подростка стремление к самовыражению, творчеству, самостоятельности, активности, взрослый лишает его способности к самоидентификации, оценке своих сил и способностей. Постепенно страх ошибиться, быть нелепым и отвергнутым маскируется неявной тревогой и «ленью», которую часто путают с недостатком мотивации. На самом деле и цели у подростка есть, и желание их достигать, но не хватает смелости. Ведь вокруг опытные «доброжелатели» изо всех сил предостерегают от всевозможных ошибок. И мало кто учит правильно «падать». А ведь один из признаков зрелой личности — принятие отрицательного результата и продолжение движения вперёд.