г. Смоленск, ул. Николаева, д. 36 +7 (4812) 51-03-03

Сепарация: быть или не быть?!

06 ИЮЛ 2024 09:30
121

Сепарация (от лат. separatio — отделение) понимается как отделение ребёнка от взрослого на пути к самостоятельности и независимости. Подобное отделение не предполагает физического насилия или буквального отделения, психологическая сепарация — это приобретение личностной автономности, условие для взросления и зрелости. При этом следует понимать, что сепарация не является единственным показателем личностной зрелости.

Психологическая зрелость предполагает:

  • сформированную систему ценностей;
  • направленность личности;
  • способность к самоанализу и самоорганизации;
  • развитость волевых качеств;
  • достаточный эмоциональный интеллект;
  • потребность в заботе о других людях;
  • активное участие в жизни общества и эффективное использование своих
    знаний и умений;
  • способность к конструктивному решению различных проблем;
  • ответственность.

Проявление вышеназванных характеристик невозможно без прохождения процесса отделения ребёнка от родителей, ввиду того что условием и механизмом созревания личности является сепарация.

Признаки успешно пройденной сепарации

Как понять, отделились ли вы от родителей? Вы можете пройтись по чек-листу и определить, насколько вам требуется работа с отделением и взрослением.

  1. Осознаваемые личные границы
  2. Адекватная самооценка
  3. Способность доверять себе
  4. Осознание своей ценности
  5. Возможность взять на себя ответственность за свою жизнь
  6. Сформированное мировоззрение и жизненная позиция
  7. Умение обеспечивать себя и жить отдельно от родителей по своему укладу жизни, не испытывая чувства вины за это

Сепарация нужна нам для проживания своей самостоятельной жизни.

Это касается и отношений, и решений, и материального мира, и вопросов самоценности. И в наилучшем варианте это необходимо пройти в детстве.

Психологические аспекты сепарации ребёнка от взрослых включают три составляющие: функциональная, эмоциональная и ценностная.

  • Функциональная сепарация длится с одного года до подросткового возраста и заключается в физическом отделении ребёнка от матери и постепенном приобретении навыков самообслуживания.
  • Эмоциональная сепарация начинается в три года, когда ребёнок осознаёт себя отдельной личностью и начинает выражать свои желания. В подростковом возрасте этот процесс усиливается, когда подросток стремится защитить своё личное пространство и получить больше автономии от родителей.
  • Ценностная сепарация начинается в раннем подростковом возрасте или во взрослом возрасте, когда дети и родители могут иметь разные взгляды на выбор будущей профессии, образ жизни и фундаментальные вопросы.

Чтобы помочь ребёнку подготовиться к взрослой жизни, родителям следует быть примером активной жизни, разговаривать с ребёнком, интересоваться его жизнью, принимать факт, что дети будут совершать ошибки, давать ребёнку свободу, возможность совершать ошибки и через это учить ответственности.

Ребёнку, подростку важно понимать, что его чувства, желания и нежелания услышаны и сам он хороший, несмотря на ошибки и протесты. Важно получать утешение и поддержку в своих горестях и не получать постоянную критику. Ребёнку важно знать, что родитель тоже человек, живой, с правом на ошибку, а не ментор и повелитель. При этом недопустимо делать сына или дочь сливом для своих эмоций и переживаний.

Часто родители не готовы отпускать своих детей. Происходит это по разным причинам. Например, когда родители не проживают с интересом свою жизнь, а ощущают себя востребованными в чужой жизни, высоко желание контролировать чужие решения и диктовать свою волю; проявлен страх перед старостью и, как результат, нежелание признавать факт взросления ребёнка.

Важно понимать, что помочь пройти процесс сепарации ребёнку может только зрелый родитель.

Если взрослому самому не хватило теплоты, поддержки, процесс своей личной сепарации от родителей не завершён, то важно проработать свои психологические травмы, чтобы наполниться ресурсом и мудростью.

Таким образом, сепарация состоит из двух одновременных слаженных процессов: ребёнок отделяется от родительского опыта и влияния, а родители отпускают в самостоятельное плавание. Здоровая сепарация подразумевает равномерное отделение-отпускание. Родители, которые прошли благополучно собственный процесс сепарации, проявляют уважение к детям и их взрослению, осуществляют передачу способности гармонично отделяться от родителей.

Вы прошли процесс сепарации, если:

  1. Вы не обвиняете родителей в своих неудачах;
  2. Интересны себе и вам интересны другие люди;
  3. Способны дать себе поддержку, понимание и заботу без необходимости искать внешние ресурсы;
  4. Осознаёте, чего вы хотите, и несёте за это ответственность.

Автор статьи: клинический психолог, кандидат психологических наук Сергеева Алла Викторовна.

Консультации психолога