Как понять, что ребёнок «справляется» со школьной нагрузкой?
Продолжительность адаптации ребёнка к школе, по данным психологов, варьируется от 2 до 6 месяцев, в зависимости от индивидуальных характеристик учащегося. Адаптацию подразделяют на физическую (физиологическую) и психологическую – это интеллект, мотивация учения, желание учиться, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие школьно-значимых психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности.
По статистике, каждый пятый школьник (младшие классы) сталкивается с проблемами в адаптации к школе.
На что обратить внимание?
Итак, началась учёба. Сразу возникает вопрос: как понять, что ребёнок «справляется». Конечно, разговаривать и интересоваться его делами. Если ребенок охотно делится переживаниями и впечатлениями — значит, адаптация идёт своим чередом. Если он просит поиграть с новыми друзьями после школы — прекрасно!
Существует несколько критериев, по которым можно понять адаптировался ребёнок к учебному процессу или нет. Наличие у ребёнка трёх критериев говорит о том, что адаптация ещё не завершена:
-
Ребёнок резко меняет своё поведение (был активный, стал спокойный или наоборот).
-
Изменилось отношение к школе: снизилась учебная мотивация, пропал интерес.
-
Ребёнок не любит разговоры о школьной жизни, переводит их на другую тему.
-
Приходит из школы очень уставшим или очень возбуждённым.
-
Стал чаще жаловаться на здоровье: болит живот, голова, постоянно простывать.
-
К выходным дням настроение повышается, вечером в воскресенье или с утра в понедельник портится, может подняться температура.
-
Ребёнок становится капризным, плаксивым, раздражительным.
-
Ребёнок жалуется на плохое отношение к нему в школе со стороны ребят или учителя (иногда необоснованно).
-
Клинические проявления: нарушился сон, аппетит, появились тики, энурез, тревожное расстройство.
Как помочь?
К сожалению не существует лекарств с доказанной эффективностью, которые могли бы повлиять на организм ребёнка с целью усиления адаптационных возможностей. В многочисленных исследованиях доказана неэффективность часто назначаемых с этой целью препаратов магния и ноотропов.
С началом учебного процесса, ежедневно интересуйтесь: комфортно ли ребёнку находиться в школе (жарко / холодно)? Появились ли у него друзья? Нет ли проблем с тем, чтобы поесть и сходить в туалет? Поощряйте первые, пусть даже малые успехи.

Сформируйте понимание у ребёнка того, что его любят таким, какой он есть, а не за оценки.
Когда первоклашка закрывается, стоит быть внимательнее: он просто устал или есть более серьёзные причины. Дайте ребёнку возможность отдохнуть, просто побудьте рядом в тишине, порисуйте вместе. Ребёнку поможет раскрыться сказка, придуманная вместе, например: «жил-был... (мальчик / девочка / птенчик / Капитошка и т.д.), который любил ходить в школу. У него было много друзей, он очень любил учиться, но однажды...» (попросите ребёнка продолжить сказку).
Простые ритуалы в виде вечернего зажигания свечи, совместного чтения, маленькой записки на прощание помогут снизить уровень школьного стресса.
Посещение ребёнком дополнительных кружков и секций должно быть не в ущерб отдыху. Избегайте переохлаждений. Своевременно посещайте врача-педиатра при первых признаках заболевания. Обратитесь к психологу/психиатру, если ребёнок длительно не справляется с тревожностью. Не забывайте принимать витамин Д, делать зарядку и закаляться. Своевременно посещайте узкопрофильных специалистов (например, невролога и уролога для лечения энуреза). Качественный сон и правильное питание, создание благоприятного эмоционального климата в семье — залог успешной адаптации!
Статья подготовлена совместно с врачом-психиатром Касумьян Аллой Михайловной.