Гиперфокус у детей
Каждый родитель на определённых этапах роста и развития сталкивается с таким состоянием у своего ребёнка.
В настоящий момент существуют две наиболее распространённые патологии, которые чаще всего встречаются у детей с данным симптомом. К ним относятся синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройство аутистического спектра. Как мне кажется, современному родителю очень важно иметь представление об обоих состояниях, чтобы вовремя заподозрить их признаки у своих детей, чтобы как можно раньше начать коррекцию существующими методами лечения: как психологической, так и медикаментозной коррекции.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является наиболее распространённым нейроповеденческим расстройством в детском возрасте.
Основные тревожные симптомы:
-
гиперфиксация и гиперфокус, сосредоточение на деталях или напротив — повышенная отвлекаемость, ребёнок быстро теряет интерес к чему-либо, не может играть в игры с предустановленными правилами. Ребёнок с СДВГ не может управлять своим вниманием, направлять его, распределять, переключать;
-
некоторое ухудшение академических и эмоциональных функций, дети с СДВГ также имеют более высокую частоту сопутствующих расстройств обучения, когнитивных, речевых, двигательных и психических расстройств;
-
гиперактивность, отвлекаемость, рассеянность, импульсивность;
-
трудности в выстраивании социальных связей, при этом ребёнок тянется к другим детям в коллективе;
-
ребёнок игнорирует воспитательные меры, совершая бездумные поступки, однако отличительным признаком будет то, что он чаще всего всё же со временем осознает и понимает свою вину, но не сразу;
-
нарушение памяти.
Расстройство аутистического спектра
В свою очередь расстройство аутистического спектра (РАС) также является распространённым расстройством нервного развития, и если не вдаваться в детали, то характеризуется у детей трудностями в социальном общении и ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов или деятельности.
Если разобрать тревожные симптомы по полочкам, то к ним могут относиться:
-
гиперфиксация и гиперфокус;
-
тревожность при переменах и сюрпризах;
-
отказ от тактильных контактов;
-
отказ от соблюдения игровых правил, равно- душие к ярким, звенящим игрушкам, предпочтение в играх отдаётся неподходящим предметам;
-
пассивность в ответ на обращение родителей, отсутствие внимания, заинтересованности во время общения взрослых;
-
отсутствие речи в возрасте 1,5-3 лет при наличии богатого словарного запаса и понимания разговора взрослых;
-
истерики, бурное выражение своих эмоций, трудности в понимании эмоций окружающих;
-
«застревание» на какой-либо фразе, слове, которую ребёнок повторяет постоянно, или эмоции, или задании;
-
тревожный сон;
-
вздрагивание от громких звуков.
А также в отношении расстройства аутистического спектра существуют уже готовые опросники для родителей, к которому также можно обращаться для первичной диагностики: https://test.autism.help/
Важно помнить, что каждый конкретный случай требует детальной, индивидуальной диагностики. Поэтому в случае, если вы заметили у ребёнка какой-то тревожный симптом — смело обращайтесь к специалисту :)
Автор статьи: врач-педиатр Трофимова Инна Владимировна