г. Смоленск, ул. Николаева, д. 36 +7 (4812) 51-03-03

Гиперфокус у детей

19 ИЮН 2024 11:00
183

Каждый родитель на определённых этапах роста и развития сталкивается с таким состоянием у своего ребёнка.

На своём приёме я довольно часто интересуюсь, есть ли у ребёнка хобби или любимое увлечение и нередко могу услышать: «Наша Аня очень любит собирать пазлы и может зависнуть в них часами, и даже приглашение покушать не может отвлечь её от занятия». На первый взгляд кажется, что это здорово, что ребёнок испытывает тягу к развитию: то ли это сбор конструктора или же мозаика, пазл, рисование, настольная/компьютерная игра, и совершенно нормально, что ребёнок испытывает определенную вовлечённость в любимое дело, однако здорово, если физические или другие потребности с усилием воли могут заставить ребенка прервать это занятие. Если же этого не происходит регулярно, стоит пересмотреть ситуацию и обратиться к специалисту. Важно понимать, что гиперфокус сам по себе не является каким-либо заболеванием, может существовать и в норме и также быть симптомом какого-либо заболевания.

В настоящий момент существуют две наиболее распространённые патологии, которые чаще всего встречаются у детей с данным симптомом. К ним относятся синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройство аутистического спектра. Как мне кажется, современному родителю очень важно иметь представление об обоих состояниях, чтобы вовремя заподозрить их признаки у своих детей, чтобы как можно раньше начать коррекцию существующими методами лечения: как психологической, так и медикаментозной коррекции.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является наиболее распространённым нейроповеденческим расстройством в детском возрасте.

Основные тревожные симптомы:

  • гиперфиксация и гиперфокус, сосредоточение на деталях или напротив — повышенная отвлекаемость, ребёнок быстро теряет интерес к чему-либо, не может играть в игры с предустановленными правилами. Ребёнок с СДВГ не может управлять своим вниманием, направлять его, распределять, переключать;
  • некоторое ухудшение академических и эмоциональных функций, дети с СДВГ также имеют более высокую частоту сопутствующих расстройств обучения, когнитивных, речевых, двигательных и психических расстройств;
  • гиперактивность, отвлекаемость, рассеянность, импульсивность;
  • трудности в выстраивании социальных связей, при этом ребёнок тянется к другим детям в коллективе;
  • ребёнок игнорирует воспитательные меры, совершая бездумные поступки, однако отличительным признаком будет то, что он чаще всего всё же со временем осознает и понимает свою вину, но не сразу;
  • нарушение памяти.

Расстройство аутистического спектра

В свою очередь расстройство аутистического спектра (РАС) также является распространённым расстройством нервного развития, и если не вдаваться в детали, то характеризуется у детей трудностями в социальном общении и ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов или деятельности.

Если разобрать тревожные симптомы по полочкам, то к ним могут относиться:

  • гиперфиксация и гиперфокус;
  • тревожность при переменах и сюрпризах;
  • отказ от тактильных контактов;
  • отказ от соблюдения игровых правил, равно- душие к ярким, звенящим игрушкам, предпочтение в играх отдаётся неподходящим предметам;
  • пассивность в ответ на обращение родителей, отсутствие внимания, заинтересованности во время общения взрослых;
  • отсутствие речи в возрасте 1,5-3 лет при наличии богатого словарного запаса и понимания разговора взрослых;
  • истерики, бурное выражение своих эмоций, трудности в понимании эмоций окружающих;
  • «застревание» на какой-либо фразе, слове, которую ребёнок повторяет постоянно, или эмоции, или задании;
  • тревожный сон;
  • вздрагивание от громких звуков.

А также в отношении расстройства аутистического спектра существуют уже готовые опросники для родителей, к которому также можно обращаться для первичной диагностики: https://test.autism.help/

Важно помнить, что каждый конкретный случай требует детальной, индивидуальной диагностики. Поэтому в случае, если вы заметили у ребёнка какой-то тревожный симптом — смело обращайтесь к специалисту :)

Автор статьи: врач-педиатр Трофимова Инна Владимировна

Педиатрия

Детская психиатрия